+7 (812) 320-16-31
Новости химии Власти Ямала намерены построить в Заполярье завод по производству минеральных удобрений

Власти Ямала намерены построить в Заполярье завод по производству минеральных удобрений

Власти Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО, Ямал) разработали проект строительства на полуострове Ямал завода по производству минеральных удобрений. При всей парадоксальности этого проекта он имеет хорошие шансы на реализацию.

Ямал известен, прежде всего, своими огромными запасами углеводородов. Здесь сосредоточено 70% разведанных запасов природного газа России (это соответствует 22% мировых запасов газа) и 18% разведанных запасов отечественной нефти и газового конденсата. Кроме того, округ занимает третье место среди российских регионов (включая Москву и Санкт-Петербург) по объему налоговых поступлений в федеральный бюджет – ежегодно более триллиона рублей – и является единственным субъектом федерации, у которого расходы бюджета в полном объеме обеспечены собственными доходами. А три газонефтяных проекта, каждый из которых «весит» более триллиона рублей (освоение газовых месторождений полуострова Ямал, строительство там завода по сжижению природного газа и освоение нефтяных залежей Заполярья), обеспечат стабильность развития Ямало-Ненецкого автономного округа минимум на 50 лет вперед.

Однако ямальские власти на этом не успокаиваются. Одна из последних их идей – строительство в Заполярье завода по производству минеральных удобрений. «У нас в нераспределенном фонде есть ряд газовых месторождений. Они небольшие по своему объему запасов, поэтому их газ никак не попадет в единую газотранспортную сеть страны. Они просто неинтересны газовым компаниям, пока на Ямале есть огромные месторождения газа (Бованенковское, например). Но мы считаем, что потенциал у этих небольших месторождений есть. И мы разработали технико-экономическое обоснование строительства на базе этих месторождений полуострова Ямал завода по производству карбамида мощностью 3 млн тонн в год. Потребляемая мощность газа – до 4 млрд кубометров в год. Это хороший проект, и мы будем его предлагать потенциальным инвесторам, чтоб они на него заходили», – заявил «Эксперту Online» первый заместитель губернатора ЯНАО Владимир Владимиров.

На первый взгляд эта идея стоимостью, по экспертным оценкам, 5-7 млрд долларов кажется футуристической. Еще в советское время аксиомой производства минудобрений было размещение заводов по производству аммиака, карбамида, метанола и т.д. как можно ближе к местам потребления конечной продукции. Поэтому большинство таких производств сосредоточено в европейской части страны. Сырье – природный газ – к ним доставляется из Западной Сибири самым дешевым способом – трубой. Точно такая же политика была и в отношении нефтехимии. Основные нефтехимические производства были сосредоточены в Поволжье, а сырье для их работы – ШФЛУ (производное из попутного нефтяного газа) – доставлялось с западносибирских месторождений по специальному продуктопроводу (сейчас Башкирия и Татария хотят восстановить эту схему). Поэтому идея строительства на полуострове Ямал производства карбамида и вызывает такое удивление. Да, сырье для производства минудобрений – газ – здесь располагается прямо под ногами. Но построить здесь химический завод намного дороже, чем, например, в Татарстане. Завод «Аммоний», который прошлой осенью начал там строиться японскими компаниями на японские деньги, стоит 1,65 млрд долларов. А производительность его будет всего на треть меньше ямальского – 717 тыс. тонн аммиака, 230 тыс. тонн метанола, 717 тыс. тонн карбамида и 380 тыс. тонн аммиачной селитры в год. А если при этом везти ямальский карбамид, например, на продажу в Астрахань или даже Кемерово, то это окончательно «убьет» экономику этого проекта.

Но в транспортной схеме и кроется «изюминка» проекта по производству карбамида на Ямале. Он предназначается не для поставки внутрь России, а для экспорта Северным морским путем (вдоль побережья Северного Ледовитого океана) главным мировым потребителям – странам азиатско-тихоокеанского региона. «Наш карбамид не нужен ни в Астрахани, ни в Кузбассе. Он нужен в Индии и Китае. Сейчас что происходит? Газ, добытый на Ямале, пришел в Невинномысск, Новочеркасск, Северодонецк, на "Салаваторгсинтез", в Казань, там переработался в готовый продукт, поехал в порт Новороссийск, вышел оттуда морским судном через Средиземное море в Суэцкий канал, прошел весь Индийский океан и пришел, например, в китайский порт Цюаньчжоу. Сколько времени и денег это будет стоить? А если карбамид пойдет из порта Сабетта, что на Ямале, он будет в Китае через 20 дней. И это очень перспективно, поскольку сейчас цикл таяния льдов на Северном морском пути совпадает с временем осуществления этого проекта», – убежден Владимир Владимиров.

Этот проект является логическим продолжением федеральной программы по освоению газовых запасов полуострова Ямал, которое сейчас там ведут «Газпром» и НОВАТЭК. В рамках этой программы в Заполярье создается новая транспортная инфраструктура, которая и делает строительство завода по производству карбамида экономически обоснованным предприятием. «Газпром» уже проложил на западную часть полуострова – до месторождения Бованенково (его первая очередь запускается в конце июня) – 600 км железной дороги, которая потом пойдет на восточную часть полуострова – к поселку Сабетта. В его окрестностях расположено Южно-Тамбейское месторождение, оно является базой для завода по сжижению природного газа (СПГ), который НОВАТЭК намеревается построить здесь к 2016 году. Мощность завода – 15-19 млн тонн СПГ в год. Причем эти цифры не окончательные. В апреле нынешнего года «Газпром» и НОВАТЭК подписали меморандум о сотрудничестве по созданию совместных предприятий для увеличения комплекса мощностей по производству СПГ на полуострове Ямал и совместному освоению имеющейся ресурсной базы соседнего полуострова Гыданского.

Для того чтобы вывезти этот ямальский СПГ в Азию или Америку, строится флот танкеров-газовозов, новый ледокольный флот и специализированный морской порт в поселке Сабетта. На создание этой инфраструктуры федеральный бюджет выделяет в общей сложности 900 млрд рублей. «Да, мы "рубим окно в Азию". По сути, на Ямале создается новый крупнейший центр переработки газа в России для дальнейшей поставки на внутренний рынок и на экспорт по Северному морскому пути», – подтвердил  реальность этих планов губернатор округа Дмитрий Кобылкин.

Газовозы «Совкомфлота» с новатэковским газовым конденсатом, добытым на Ямале, в прошлом году уже установили ряд рекордов на трассе Севморпути. По ней, например, прошел первый супертанкер типоразмера Suezmax дедвейтом более 160 тыс. тонн. А танкер STI Heritage типоразмера Panamax (дедвейт более 60 тыс. тонн) с помощью атомных ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» Росатомфлота установил новый рекорд скорости прохождения по Северному морскому пути – восемь суток (средняя скорость проводки судна составила 14 узлов). Таким образом, три российских компании в навигацию 2011 года на практике доказали, что вдоль побережья Северного Ледовитого океана крупнотоннажным танкером можно доставить ямальские углеводороды в страны АТР за 13-20 дней. Тот же путь до Японии, например, обычным маршрутом – вокруг Европы и через Суэцкий канал – занимает вдвое больше времени. Соответственно, и ямальский карбамид по Севморпути может попасть к азиатским потребителям за 15-20 дней. Поэтому отраслевые аналитики уверены, что инвесторы этот проект оценят.

«Вероятность найти инвестора на проект по строительству завода по производству карбамида на полуострове Ямал весьма велика. Как потому, что этот проект может принести очень неплохую прибыль, так как спрос на удобрения во всем мире растет, так и потому, что государство активно поддерживает развитие всех северных территорий России в целом и ЯНАО в частности. В реализации этого проекта главное – это стартовые условия. Если федеральные власти не будут возражать против того, что инвестором может стать иностранная компания, то найти инвестора можно будет довольно быстро. Если ключевым требованием будет российская принадлежность инвестора, пусть и через офшоры, то тогда поиск инвестора может затянуться, потому что проект весьма дорогой, а у российских компаний много других проектов и вряд ли есть свободные средства в таком объеме. Возможно, что этот проект смогут осуществить несколько компаний, например, совместно российские и иностранные компании или несколько российских компаний», – подчеркнул  ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Если заглянуть еще дальше, то проекты по производству СПГ и карбамида на полуострове Ямал могут сопровождаться развитием там… производства овощей и фруктов для снабжения ими жителей округа. Дело в том, что технологические процессы сжижения природного газа и производства карбамида идут с большим выделением тепла. Оно – дармовое, поскольку его все равно куда-то надо утилизировать. Можно это тепло отдать бескрайним просторам Крайнего Севера, а можно – направить в теплицу, где с его помощью выращивать в Заполярье огурцы и помидоры. Благо, что удобрения для этого тоже будут под боком.